Вернуться

2002 год прошел под знаком новых инициатив Главы государства в области стратегического управления, поиска новых перспективных направлений в экономике и институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности экономического развития.

В частности, в этом году указом Президента была образована Национальная компания «КазМунайГаз», приоритетными задачами для которой были определены реализация единой государственной политики в нефтегазовой отрасли. Значимость создания новой крупной компании на основе слияния нескольких компаний была обусловлена необходимостью повышения эффективности корпоративного управления и централизованного контроля над рациональным освоением нефтегазовых ресурсов республики, выступающих одной из важных опор развития национальной экономики.

В области стратегического управления в 2002 году Президент выступил с предложением отойти от практики объявления каждого года годом какой-либо сферы или направления деятельности и переходить к определению приоритета на три года, что отразилось в работе Правительства и в разрабатываемых им государственных программах.

Этот год отмечен формированием нового состава Правительства страны под председательством И.Н.Тасмагамбетова, которому предстояло работать в новом режиме трехлетнего планирования. Перед новым правительственным составом Главой государства был поставлен целый комплекс актуальных для государства задач социально-экономического блока, озвученные им в феврале на первом организационном заседании нового Кабинета министров, а также в марте на расширенном правительственном заседании, на котором обсуждалась Программа Правительства на 2002-2004 годы. В ходе заседаний Н.А.Назарбаев особо обратил внимание на вопросах качественного выполнения поставленных задач, развития здравоохранения, аграрного сектора, выполнения различных государственных программ, реализации политики импортозамещения, создания новых рабочих мест, развития малого и среднего бизнеса, борьбы с бедностью и др.

В апреле Президент провел рабочее совещание с акимами областей, гг.Алматы и Астаны по вопросам, вытекающим из основных положений Послания народу Казахстана «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год». В главном документе страны этого года Глава государства сделал особый акцент на задачах возрождения села, решении проблем развития перспективных районов и всего сельского хозяйства, разграничении государственных функции по уровням управления и укреплении власти на селе. Комплекс мероприятий, затрагивающий экономические, демографические, миграционные, социальные, экологические факторы сельских регионов, в своей совокупности был направлен на улучшение жизнедеятельности более 40% населения страны. Предстоявшие 3 года были объявлены годами поддержки села, в течение которых сельскому хозяйству планировалось дополнительно выделить более 24 млрд. тенге из бюджета, при этом, как планировалось, вложенные средства должны были дать пятикратный прирост продукции.

В этом году Н.А.Назарбаев впервые озвучил свое Послание народу Казахстана в ходе формирования республиканского бюджета, а не после его завершения как ранее, что позволило депутатскому корпусу оперативно учесть выделение необходимых финансовых средств на обозначенные Президентом задачи.

В мае Глава государства председательствовал на заседании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, в рамках которого дал поручения по повышению эффективности управления сберегательным портфелем, укреплению стабилизационной функции Национального фонда, совершенствованию учетной политики и механизма зачисления денежных средств. Президент провел совещание по вопросам дальнейшего развития г.Астаны, в котором приняли участие руководители министерств и ведомств, представители архитектуры и строительных компаний. С его участием прошло совещание руководителей акимата и служб г.Алматы, посвященное перспективам развития южного мегаполиса. В августе Президент принял участие и выступил на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан с участием акимов областей, гг.Алматы и Астаны были подведены итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие 2002 года.

В октябре Н.А.Назарбаев принял Премьер-министра И.Н.Тасмагамбетова и его заместителей и по итогам отчета за девять месяцев работы поставил перед ними конкретные задачи по совершенствованию налоговой системы, по борьбе с бедностью и безработицей, разработке индустриальной политики и дальнейшему развитию фондового рынка. В соответствии с поставленными Главой государства задачами, Правительством была начата разработка всесторонней Концепции индустриальной политики, направленной на развитие производства более высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров, а также подъем потребительского рынка.

В декабре Президент вновь принял Премьер-министра И.Н.Тасмагамбетова и его заместителей, которые доложили о принятии государственного бюджета на 2003 год и мерах по исполнению главного финансового документа страны. Правительство отчиталось также о работе над концепцией индустриальной политики и ходе обсуждения в Парламенте Земельного кодекса, важность которого заключалась в том, что в данном документе впервые была определена частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения, что знаменовало собой крупную реформу не только в сельском хозяйстве, но и во всей экономике за годы независимости государства.

В целом, в течение года Президент держал под пристальным контролем работу центральных и региональных исполнительных органов и принимал активное участие в совещаниях и заседаниях Правительства. В этот период Глава государства неоднократно принимал Премьер-министра и его заместителей, членов Правительства, регулярно заслушивал отчеты Национального банка, Счетного комитета, руководителей министерств и ведомств, акимов. Это связано с необходимостью качественного и своевременного выполнения всех планируемых задач по развитию экономики, от уровня реализации которых в тот момент зависели перспективы перехода республики на новый уровень развития.

Большое значение Глава государства традиционно уделял международному экономическому сотрудничеству. В июле и декабре Глава государства председательствовал на заседаниях Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. В ходе этих заседаний были обсуждены возможности дальнейшего улучшения инвестиционного климата Казахстана, реализации политики импортозамещения, трудоустройства и переподготовки кадров, а также перспективы вступления в ВТО и поиск мер, которые могли бы сделать страну привлекательнее для новых вложений.

Вопросам дальнейшего расширения международного взаимодействия в экономической сфере были посвящены встречи Главы государства с Президентом Европейского банка реконструкции и развития Ж.Лемьером, Президентом швейцарской компании «Glencore International AG» В.Шротхотте, Президентом российской компании АО «Лукойл» В.Ю.Алекперовым, , Президентом Всемирного банка Дж.Вульфенсоном, Президентом Всемирного экономического форума К.Швабом, Председателем группы «LNM Group» Л.Митталом, Президентом французской нефтяной группы «TotalFinaElf» Т.Демарэ, известным бизнесменом, общественным деятелем и политиком из Гонконга Хо Стэнли Хунем, делегацией фармацевтической фирмы «КRКА» (Словения) во главе с заместителем Председателя правления Й.Цоларичем; Председателем совета директоров компании «Hurricane Hydrocarbons Ltd.» Б.Исотье, Президентом ОАО «Харрикейн КумкольМунай» Т.Марло, Председателем правления ОАО «Газпром» А.Б.Миллером, заместителем Председателя правления корпорации «Chevron-Texaco» П.Робертсоном, Исполнительным директором компании «British Gas» Ф.Чапмэном и др.

Достигнутые в экономике успехи позволили впервые принять бюджет страны, который по праву можно назвать «бюджетом развития и социального доверия». В этой связи прошедший год стал рубежным годом в вопросах политики оплаты труда и социальной зашиты. Была введена новая система оплаты труда, затронувшая, прежде всего, работников бюджетной сферы. С этого года был введен в действие Закон «О государственной адресной социальной помощи», аналогов которого среди стран СНГ еще не существовало. В 2002 году стало очевидным, что Казахстан стал лидером СНГ в оказании социальной помощи детям, безработным, инвалидам, пенсионерам, студентам и людям, живущим ниже черты бедности. Пункты социальной защиты включали в себя вопросы оплаты труда, выплаты пенсий и борьбы с безработицей, дополнились беспрецедентной акцией компенсации вкладов граждан Казахстана в Сбербанке СССР, потерянных в результате инфляции. В августе 2002 года Н.А.Назарбаев в своей речи обнародовал план будущей компенсации, который уже начал осуществляться и которую планировалось провести в период до 2005 года включительно.

Благодаря новым экономическим возможностям в государственной политике сделан особый акцент на здравоохранение, науку и образование, которые составляют потенциал любой страны. 2002 год, объявленный Годом здоровья, стал действительно поворотным в развитии здравоохранения, в частности, сократилась младенческая и материнская смертность, серьезная борьба велась с туберкулезом, другими инфекционными заболеваниями. В течение года были введены 88 новых объектов здравоохранения, отремонтированы более 500 объектов здравоохранения в городах и селах, а также закуплено большое количество оборудования для диагностики больных. Особое внимание Президент уделял вопросам науки и образования. В апреле 2002 года Президент страны встретился в Национальной академии наук Республики Казахстан с ведущими учеными страны. Особое внимание Глава государства обратил на реформирование институтов академии наук, где решались конкретные задачи, отмечая, что прикладная наука должна была стать одной из производительных сил экономики Казахстана.

Н.А.Назарбаев дал поручение Правительству разработать Положение о фонде науки, предусмотренном законом, и выделить целевым назначением финансовые средства, которые должны быть использованы, прежде всего, для поддержки молодых талантливых ученых, прорывных идей, стажировки наших специалистов в лучших научных центрах мира. Также поднималась проблема закрепления молодежи в науке и развития интеграции с российскими учеными, создания центров для совместных научных исследований. 2002 год ознаменован и открытием в октябре Казахстанско-британского технического университета в г.Алматы, идея создания которого принадлежала Президенту Казахстана Н.А.Назарбаеву и была направлена на качественное повышение числа высококвалифицированных кадров для промышленности страны.

В течение года Глава государства совершил рабочие поездки в большинство регионов страны. В частности, в г.Актобе и г.Атырау на совещаниях областных активов Президент представил вновь назначенных акимов областей, а также посетил ряд промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В Восточно-Казахстанской области Глава государства побывал на строящемся автосборочном заводе, где завершился монтаж линии сборки, купленной в Финляндии. В Карагандинской области Н.А.Назарбаев посетил ТОО «Темиртауский химико-металлургический завод», на котором запущен уникальный цех по производству марганцевых сплавов. В Костанайской области Президент посетил городскую детскую больницу и передал в дар медикам 15 оборудованных машин «Скорой медицинской помощи».

В целом по итогам 2002 года Казахстан вошел в число наиболее динамичных развивающихся государств мира: по темпам экономического роста Казахстан уже третий год являлся лидером среди многих стран не только СНГ, но и Центральной и Юго-Восточной Европы. Ярким индикатором являлось то, что весной 2002 года Соединенные Штаты Америки официально присвоили Казахстану статус страны с рыночной экономикой.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Во внутренней политике в фокусе особого внимания Президента в 2002 году были вопросы совершенствования государственной службы и системы государственного управления. Глава государства поставил перед Правительством задачи разработки и внесения серьезных изменений в закон о государственной службе, среди которых, в частности, переход от конкурсной к карьерной системе продвижения по ступеням государственной службы, а также ликвидация всех допущенных в действующем законе перекосов. Особое внимание было уделено и вопросам кадрового обеспечения государственной службы. Выступая на II Конгрессе молодежи Казахстана в г.Астане, Президент отметил важность формирования новой управленческой элиты и необходимость притока в государственные структуры свежих сил для эффективного строительства благополучного, гордого, обладающего развитой экономикой и высокой культурой Казахстана.

В этот период по поручению Главы государства Правительство начало работу над подготовкой Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. По итогам этой работы должен быть подготовлен проект оптимального перечня государственных функций, их разграничения по уровням управления. Разработка данной Концепции была обусловлена необходимостью децентрализации государственного управления через передачу части полномочий и ответственности от центра к регионам, а также важностью выявления и определения избираемых и назначаемых руководящих позиций в структуре власти в целях достижения более эффективного управленческого процесса.

В 2002 году в Казахстане был предпринят ряд конкретных мер для дальнейшей демократизации государственной управленческой системы. В частности, Президент выступил с инициативой создания постоянно действующего Совещания по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. Данное совещание стало началом формирования в республике нового диалогового механизма согласования процесса принятия важнейших управленческих решений с вовлечением институтов гражданского общества.

Также был создан и институт омбудсмена, новый для Казахстана государственный институт защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющий глубокие мировые демократические корни. Введение данного института показало, что Казахстан ответственно относился к проблеме защиты прав и свобод человека.

Новым этапом развития была ознаменована и сфера межэтнических и межконфессиональных отношений. В 2002 году была принята Стратегия Ассамблеи народов Казахстана, ориентированная на качественное повышение эффективности межнациональной политики в стране, а также Положение об Ассамблее народов Казахстана, закрепившей правовой статус данного органа. В ноябре состоялась IX сессия Ассамблеи, в рамках которой участники встречи одобрили мысль Главы государства о том, что следует начать подготовку представителей Ассамблеи для участия в будущих выборах депутатов в составы маслихатов и Мажилис Парламента.

Год также запомнится и существенным повышением роли СМИ в жизни общества и государства. В марте Н.А.Назарбаев принял участие в I Конгрессе журналистов Казахстана, организованном Союзом журналистов Казахстана и Ассоциацией телерадиовещателей Казахстана. На встрече была поднята весьма актуальная проблема о взаимодействии власти и прессы, обсуждены важные вопросы развития СМИ в Казахстане, и по результатам работы конгресса его участники приняли итоговую резолюцию, в которой отмечается, что свобода слова и печати должны быть «неизменным условием демократического развития Казахстана, его дальнейшего движения к гражданскому обществу. Одним из значимых итогов конгресса стало создание по инициативе Н.А.Назарбаева Общественного совета по средствам массовой информации при Президенте страны, который был образован Указом Главы государства от 10 декабря 2002 года. На Совет были возложены вопросы оказания содействия Президенту в формировании государственной информационной политики, совершенствования общественных отношений в области СМИ, защиты интересов и законных прав СМИ, участие в разрешении информационных споров и иных конфликтных ситуаций в области СМИ.

В течение года Президент поддерживал традиционно высокий уровень взаимодействия со СМИ, в частности, Н.А.Назарбаев дал интервью корреспондентам ряда отечественных СМИ («Егемен Қазақстан», «Казахстанская правда», агентство «Хабар», «Экспресс К», «31 канал», телекомпания «АсТВ»), а также зарубежным изданиям - «The Washington Post» (США), «The Mainichi Shimbun» (Япония), российским «Известиям» и РТР, британским «Financial Times» и «The Daily Telegraph» и др.

Особое внимание было уделено Главой государства вопросам культурного развития. В начале года в г.Астане Н.А.Назарбаев встретился с участниками очередного заседания Постоянного совета министров культуры тюркоязычных стран - ТЮРКСОЙ, в мае принял делегацию Исламской академии наук. В апреле в г.Алматы состоялась его встреча с группой представителей науки и культуры Казахстана. Вопросы государственной поддержки науки стали темой выступления Президента на встрече с ведущими учеными страны в Национальной академии наук.

Одним из значимых политических и культурных событий года можно считать II Всемирный курултай казахов, который состоялся в октябре с участием Н.А.Назарбаева в г.Туркестане. Курултай собрал более 400 делегатов из почти 40 стран мира. Курултай послужил доказательством того, что страна действительно окрепла и стала независимой, так как думает не только о дне сегодняшнем, но и о своих соотечественниках, по разным причинам оказавшихся на чужбине. На форуме был обсужден проект государственной программы «О поддержке соотечественников за рубежом» на 2003-2007 годы.

Другим ярким событием в сфере культуры стало проведение под эгидой ЮНЕСКО в сентябре 2000-летнего юбилея древнего г.Тараза.

Осенью также прошли празднования 200-летия Кенесары Касымова, последнего казахского хана, который вошел в историю как борец за независимую государственность Казахстана.

В течение года Президент принял ряд деятелей культуры, в частности, народного артиста страны, известного композитора-песенника Е.Хасангалиева, Председателя правления Союза писателей Казахстана Н.М.Оразалина, народного писателя А.К.Нурпеисова, солистку Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, заслуженную артистку Республики Казахстан певицу М.Мухамедкызы, народного писателя Казахстана Т.Абдрахманову и др.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оценивая результаты 2002 года во внешнеполитическом аспекте, следует отметить, что ориентиры внешней политики Казахстана в 2002 году сводились к двум основным направлениям.

Первое направление было нацелено на поддержание и укрепление дружественных связей и развитие многовекторного сотрудничества с зарубежными странами на взаимовыгодной основе. Важность второго направления обусловлена осложнением международной обстановки, усилением активности международного терроризма и экстремизма. Противодействие новым угрозам и вызовам современности требовало адекватных мер по обеспечению региональной безопасности и наполнению конкретным содержанием ранее составленных договоров и соглашений. Органичное сочетание этих тенденций, их взаимозависимость и определило взаимоотношения нашего государства с мировым сообществом, носящие традиционно дружественный и миролюбивый характер.

Для любого государства во все времена главной задачей являлось сохранение позитивных отношений со своими соседями, что предопределяет взаимную поддержку и сотрудничество между ними. В этом плане главным внешнеполитическим результатом года стало, пожалуй, то, что на сегодняшний день Казахстан имеет надежный «пояс стабильности» по периметру своих границ. Большое значение имеет подписание соглашений о делимитации государственных границ с Узбекистаном, завершение работы по делимитации порядка 80% пограничной линии с Российской Федерацией.

2002 год отмечен целым рядом успешных международных инициатив, которые подтвердили растущий авторитет Казахстана на мировой арене. В этом же году Казахстан, благодаря активной внешнеполитической деятельности, вышел на новый уровень международного признания и утвердился как центр авторитетных международных форумов и многосторонних встреч на высоком уровне.

Значимым прорывом казахстанской дипломатии стало проведение I саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в г.Алматы, которое получило огромный резонанс в мире. В работе форума участвовали представительные делегации 16 стран-участниц СВМДА, международных организаций - ООН, ОБСЕ, Лиги арабских государств, стран-наблюдателей. Сам Глава государства назвал саммит, собравший лидеров азиатских государств, «квинтэссенцией дипломатической доктрины Казахстана», отражением устремлений нашего государства к открытому международному сотрудничеству. По итогам встречи были приняты важнейшие документы – Алматинский акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями, которые ознаменовали собой новый этап в развитии международных отношений на Азиатском континенте и продемонстрировали практическую готовность участников совещания к согласованным действиям во всех сферах.

Еще одним значимым достижением Казахстана стало проведение II Евразийского экономического саммита под эгидой Давосского форума в г.Алматы, в ходе которого политики и бизнесмены из 40 государств мира попытались определить стратегию центральноазиатского региона на ближайшие годы. Форум был направлен на улучшение инвестиционной привлекательности Казахстана, развитие партнерских и взаимовыгодных связей с зарубежными деловыми кругами, а по итогам форума его участники отметили, что Казахстан – это одна из наиболее привлекательных стран региона с точки зрения инвестиций.

Другой успешной международной инициативой Казахстана стал I Евразийский медиа-форум, организованный в г.Алматы при поддержке крупнейших международных организаций. Проведение медиа-форума стало ярким свидетельством стремления Казахстана активно содействовать межцивилизационному диалогу, сохранению мира и сотрудничества между народами Евразии, а также положило начало ежегодной традиции проведения медиа-форума в г.Алматы.

Прошедший год продемонстрировал эффективную жизнеспособность многих инициатив, выдвинутых в свое время Н.А.Назарбаевым. Одной из них является ЕврАзЭС, очередное заседание которого состоялось 20 сентября в г.Астане. Основной направленностью встречи стали конкретные межгосударственные экономические программы, нацеленные на развитие интеграции. Повестка дня включала в себя в общей сложности 22 вопроса, главными из которых являлись формирование общего таможенного тарифа, механизм зашиты внутренних рынков в условиях неприменения антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле, координация усилий по вступлению в ВТО.

В 2002 году Президент принял также участие в работе ряда крупных международных форумов, в том числе саммитах глав государств-участников ЦАС (г.Алматы), государств СНГ (г.Кишинев) и прикаспийских государств (г.Ашгабад), глобальном «Горном саммите» (г.Бишкек), неофициальной встрече глав государств СНГ (г.Алматы), неформальной встрече глав государств Центральной Азии и Российской Федерации (г.Актау), сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС (г.Москва), заседании Совета глав государств-членов ШОС (г.Санкт-Петербург), Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию (г.Йоханнесбург), очередном заседании ЕврАзЭС, (г.Астана), заседании Совета евроатлантического партнерства (г.Прага).

В 2002 году Глава государства совершил официальные и рабочие визиты в ряд зарубежных государств. Особое внимание Президентом было уделено сотрудничеству с Россией и этот год запомнится новыми достижениями в двусторонних отношениях. В течение года Глава государства неоднократно встречался с Президентом России В.В. Путиным в рамках многосторонних и двусторонних встреч. В мае президентами Казахстана и России подписан протокол Соглашения между двумя странами по разграничению северной части Каспийского моря в целях осуществления прав на недропользование. В ходе встречи в г.Москве в декабре лидеры Казахстана и России приняли совместное решение объявить 2003 год Годом Казахстана в России. В ходе многочисленных встреч Главы Казахстана и России обсуждали вопросы казахстанско-российских отношений, рассмотрели актуальные проблемы международной и региональной безопасности, обменивались мнениями о перспективах торгово-экономического взаимодействия и развития сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, СВМДА.

В декабре Глава государства совершил государственный визит в Китай, который открыл новые перспективы двустороннего сотрудничества. В ходе визита Н.А.Назарбаев встретился с Председателем КНР Цзян Цзэминем, Генеральным секретарем ЦК КПК Ху Цзиньтао, Премьером Госсовета КНР Чжу Жунцзи и Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэном. По итогам переговоров были подписаны Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и КНР, а также соглашения о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; о предотвращении опасной военной деятельности; о взаимном сотрудничестве министерств сельского хозяйства двух стран в борьбе с саранчевыми и другими вредителями и болезнями. В ходе визита Глава государства принял участие в открытии казахстанско-китайского информационно-консалтингового центра, который будет способствовать развитию торгово-экономических контактов двух стран за счет оказания информационных и консалтинговых услуг. Затем Н.А.Назарбаев принял участие в работе казахстанско-китайского делового форума, на который собрались около 150 участников из двух стран.

В феврале Президент находился с официальным визитом в Индии. В ходе встреч с Премьер-министром Индии А.Б.Ваджпаи была обсуждена тема противостояния терроризму и вопросы региональной безопасности. Индийский премьер высоко оценил казахстанскую инициативу СВМДА. Важной составляющей переговоров стали вопросы дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества Казахстана и Индии, в частности, индийская сторона выразила заинтересованность в строительстве нефтепровода из Казахстана в Индию.

В течение года Глава государства посетил также ряд европейских государств. В ноябре Н.А.Назарбаев находился с первым официальным визитом в Королевстве Нидерланды. По итогам визита было подписано несколько документов, в том числе соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашения между правительствами двух стран о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах и о регулярном воздушном сообщении. Также в конце ноября Н.А.Назарбаев находился в Бельгии, в столице которой г.Брюсселе распложена штаб-квартира Евросоюза, где встретился с Генеральным секретарем Совета ЕС, Верховным представителем ЕС по вопросам совместной внешней и оборонной политики X.Соланой и с Президентом Еврокомиссии Р.Проди. В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы международной и региональной безопасности, рассмотрели перспективы расширения сотрудничества Казахстана и Европейского Союза.

На восточноевропейском направлении Президент посетил Словению и Польшу. В конце мае в ходе официального визита в Словению Глава государства встретился с Президентом Словении М.Кучаном. В ходе встречи особое внимание Президенты уделили расширению контактов в торгово-экономической, фармакологической сфере и строительной промышленности, были также затронуты вопросы международной политики, ситуация в Центральноазиатском и Балканском регионах. Далее Глава государства совершил официальный визит в Польшу, в рамках которого встретился с Президентом А.Квасьневским. По итогам переговоров были подписаны три соглашения: о взаимодействии в области борьбы с организованной преступностью, взаимопомощи по таможенным вопросам и о сотрудничестве между гг.Варшавой и Астаной. В ходе визитов Президенту Н.А.Назарбаеву были вручены высшие государственные награды Словении – Золотой орден Свободы и Польши – орден Белого орла, в свою очередь, Глава государства вручил лидерам обоих государств орден «Достық» I степени.

В течение года Н.А.Назарбаев встретился с прибывшими в Казахстан с визитами главами государств – президентами Хорватии С.Месичем, Ирана С.М.Хатами, Греции К.Стефанопулосом, Словении М.Кучаном и Узбекистана И.А.Каримовым. В ходе переговоров стороны обсудили перспективы отношений в транзитно-транспортной сфере, нефтегазовом комплексе, в области телекоммуникаций, туризма, пищевой и легкой промышленности, а также дальнейшей активизации регионального сотрудничества и двусторонних отношений. По итогам встреч были подписаны различные документы, которые дали новый импульс дальнейшему многоплановому взаимовыгодному сотрудничеству Казахстана с этими странами.

Особо стоит отметить официальный визит Генерального секретаря ООН К.Аннана, прибывшего в Казахстан в октябре. Этот визит явился первым в истории визитом Генерального секретаря ООН в страну Центральной Азии. Основной темой беседы стали вопросы обеспечения стабильности в мире и центральноазиатском регионе. В этой связи состоялся обмен мнениями о ситуации в Афганистане и оказании народу этой страны всемерной помощи в восстановлении страны. Н.А.Назарбаев предложил ООН использовать для налаживания мирной жизни в Афганистане казахстанских специалистов и территорию Казахстана для перевалочных баз и складов гуманитарной помощи. Как подчеркнул сам К.Аннан по итогам визита, Казахстан «достиг огромных результатов в переходе от командной к рыночной экономике, смог сохранить стабильность внутри страны, показал, как вести себя в качестве лидера в предотвращении региональных конфликтов, занял смелую позицию в отношении ядерного разоружения».

В течение года Глава государства принял прибывших в Казахстан Премьер-министра России М.М.Касьянова, заместителя Премьер-министра - Государственного министра Турции Д.Бахчели, Премьер-министра Индии А.Ваджпаи, действующего Председателя ОБСЕ - Министра иностранных дел Португалии А.да Круша, Генерального секретаря ЕврАзЭС Г.А.Рапоту, Руководителя Администрации Президента России А.С.Волошина, Государственного секретаря по иностранным делам Франции Р.Мюзелье, члена Палаты представителей Конгресса США Р.Векслера; делегацию парламентариев Великобритании во главе с лордом Уэйверли, наследного принца эмирата Абу-Даби, заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженных Сил ОАЭ шейха Халифу бен Заида аль-Нахаяна, Главнокомандующего Центральным командованием США генерала Т.Фрэнкса, Министра культуры Азербайджана - Председателя координационного комитета ТЮРКСОЙ П.Бюль-Бюль Оглы и др.

Президентом приняты верительные грамоты от Чрезвычайных и Полномочных Послов в Республике Казахстан Саудовской Аравии Али бен Мухаммеда аль-Хамдана, Румынии В.Соаре, Индии В.Верма, архиепископа апостольского нунция Ватикана Ю.Весоловски, Японии Тошио Цунодзаки, Республики Корея Тэ Сок-Вона, Италии Д.Л.Лонго, Израиля М.Кахми, Нидерландов П.В.Леувена, Великобритании Д.Л.Шарпа, Афганистана Саида Захира Шаха Акбари.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Особое внимание Президента в течение года было уделено проблемам международной безопасности и региональной стабильности. В этом контексте важным приоритетом внешнеполитической деятельности Казахстана в минувшем году оставалась проблема урегулирования правового статуса Каспия. В апреле в г.Ашгабаде состоялся Саммит глав прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Это событие продемонстрировало, в первую очередь, желание каждой из сторон сохранить в Каспийском регионе мир, стабильность и добрососедство. Помимо этого, важно и то, что Ашгабадский саммит выявил близость позиций России, Казахстана и Азербайджана по вопросу о правовом статусе Каспийского моря и разделения ею по национальным секторам. Это стало основой для заключения между ними соглашений на двусторонней основе.

В силу происходящих на тот момент в регионе Центральной Азии сложных процессов особое внимание в 2002 году Н.А.Назарбаев уделял вопросам национальной безопасности и обороны, борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркобизнесом. В мае Н.А.Назарбаев принял участие в юбилейной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в г.Москве. На сессии лидеры стран-участниц пришли к единому мнению о необходимости преобразования Договора в международную региональную организацию и поручили проработать этот вопрос секретариату. Плодотворной была работа июньского саммита глав государств-членов ШОС в г.Санкт-Петербурге. По итогам встречи стороны скрепили подписями три документа – Хартию ШОС, Соглашение о Региональной антитеррористической структуре и Декларацию глав государств - участников этой организации. Казахстан продолжил свое сотрудничество с НАТО. В ноябре Президент принял участие в саммите глав государств и правительств стран-членов Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). Его основными итогами стало принятие решений о модернизации военных средств, приеме новых членов и развитии отношений с партнерами, в числе которых и Казахстан. В ходе своего выступления на заседании СЕАП, ключевая тема которого касалась возможности построения глобальной «оси безопасности», Н.А.Назарбаев подтвердил приверженность Казахстана борьбе с международным терроризмом.

В течение года под председательством Президента состоялись два заседания Совета Безопасности, на которых были рассмотрены вопросы реализации Правительством в 2001 году Стратегии национальной безопасности, государственной агропродовольственной программы на 2003-2005 годы, приоритеты в сфере национальной безопасности и другие. В конце марта также под председательством Президента состоялось расширенное совещание руководителей правоохранительных органов республики, в ходе которого была проанализирована сложившаяся в стране криминогенная ситуация, обсуждены задачи дальнейшего углубления правовой реформы, повышения эффективности работы силовых структур, надзорных и судебных органов по обеспечению законности и правопорядка. Главой государства были приняты секретари советов безопасности государств-участников ОДКБ, прибывшие в апреле в г.Алматы на очередное заседание соответствующего комитета, а также Министр обороны США Д.Рамсфельд, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Турции Х.Кыврыкоглу, заместитель начальника Генерального штаба Народно-освободительной армии КНР Сюн Гуанкай. Президент посетил батальон Республиканской гвардии в г.Астане, стратегические учения «Щит Родины-2002» на полигоне «Сарышаган». Н.А.Назарбаев принял участие в торжественном собрании, посвященном 10-летию Вооруженных Сил страны, в праздничных мероприятиях по случаю выпуска военных учебных заведений г.Алматы.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В целом 2002 год можно уверенно назвать успешным для социально-экономического развития Казахстана, что стало возможным благодаря поэтапности и четкой спланированности процесса реформирования. При этом необходимость сохранения стабильного роста экономики обусловила поиск мер по повышению эффективности и децентрализации государственной управленческой системы. В этот период в стране был также предприняты конкретные шаги по дальнейшей демократизации и организации диалогового механизма с гражданским обществом.

Всего за этот период Главой государства было рассмотрено и подписано более 1 300 документов, в том числе 92 закона, 259 указов, 91 распоряжение, 15 протоколов совещаний, около 2 тысяч служебных документов, 185 обращений граждан. Регулярно осуществлялась оперативная связь с главами государств, а также министрами и руководителями регионов страны, проводился личный прием граждан.